Гитарный процессор или педали эффектов?
Привет, ребята. Меня зовут Паша Баёв. Сегодня, 3 ноября, начну писать эту статью на вечно-бесконечную тему в мире гитаристов: «Гитарный процессор или педали эффектов»? Почему сегодня? Всё просто. Потому что сегодня у меня день рождения. Таким образом, будет интересно прилепить статью к красивой дате.
Отмотаем в 1995 год. Мне было 15 лет. Это был год моего знакомства с царством электрогитары. Ладно, про гитары мы тут не будем, а вот «примочки», педальки и процессоры да, поболтаем.
Первой моей «примочкой» (имею в виду перегруз) был бобинный проигрыватель «Юпитер 203 стерео». Да, совершенно не понимая почему мне это нравится, я втыкал 5-пиновый шнур во вход магнитофона. Затем выкручивал на-полную уровень записи и рубил квинты на своей первой гитаре «Lead Star». Мне очень нравился этот безобразный звук. Правда, я был на седьмом небе от счастья! Вот, приятель! Вот как они это делают!
Ну, как вы понимаете, это было начало пути.
Не знаю как в столицах, а в Астрахани тогда пообщаться и добыть информацию по электрогитарам и окружению было просто невозможно. Благо, мамик у меня работала в музыкальном училище. Она и посоветовала мне пойти и познакомиться с ребятами на эстрадном отделении.
Первая примочка
Свою первую педальку я купил в магазине «Мелодия» на улице Советская. Там был отдел БэУшных и комиссионных товаров.
Тогда был, по-моему, 1995 год. Да. Примочку купил примерно за 200 русских рублей. Это был самопал — OverDrive. Корпус чем-то похож на BOSS. На самом деле, это был кайфовый овердрайв, но понял я это уже позже, с опытом.
И понеслась!
Этот OverDrive я обменял на педаль «Драйв-Дисторшн ДД» от советской фирмы «Лель». Вот эта жужжалка мне показалась круче и мяснее. Вообще-то, так и было. Гейн и перегруз у неё был гораздо больше. И вместе с перегрузом из неё вырывался адский фонящий шум.
Хочу заметить, что ума на приобретение гитарного усилителя, или хотя бы комбика, у меня тогда просто не хватало. Я втыкался напрямую в наш микшерный пульт «Электроника ПМ-01». Какой же он был большой и красивый! 12 моно каналов на борту. С железной прочной крышкой, деревянными стенками по бокам, а также, с красивой пружинной ручкой на торце. Кэйф!
Приходилось перепаивать кабеля и шнуры с «jack» на советский разъём «ПШС-5». Потом, как-то случайно познакомившись с синтезатором ENSONIQ TS-10, я заметил, что эти разъёмы установлены для MIDI портов. Так что, сейчас они до сих пор используются. Что там говорить, «джеки» конечно, гораздо удобнее для «частого» ин-аута в этих постоянных музыкальных коммутациях.
Первая музыкальная группа
В 1997 году я познакомился с Альбертом. Это было в Астраханском музучилище на 3-м этаже. Я в поисках гитариста шатался по «Эстрадному отделению». И заглянул в класс №52. Там сидел и занимался на электрогитаре Альберт. Вот с того-то момента всё и понеслось.
Между прочим, у Ала тогда была гитара Epi Stratocaster и японская педаль BOSS Distortion DS-1. Эта оранжевая педалька — живая легенда, кайфовое изобретение, заслуживающее рассмотрения в отдельной статье.
Мне очень очень очень понравился звук примочки BOSS. Какова же была моя радость, когда я узнал от знакомого, что знакомый его знакомого продаёт педаль BOSS Metal Zone MT-2! Да ну, нахрен! Да! Ура! Нашёл! Купил! Обалденный звук у неё был. Японская сборка. Вы же понимаете, что ни интернета, ни ВКонтакте, ни Авито не было в то время. Только связи и знакомства.
Обучаясь в институте, я параллельно подрабатывал с батей на стройке. Мы занимались устройством штучного паркета и укладкой кафельной плитки. Отец называл эту работу «шабашка». В конце 90-х с работой всё ещё были какие-то непонятки.
В общем, я заработал 450 баксов тогда на паркете. Всем, рождённым в 80-е хорошо запомнился дефолт 17 августа 1998 года. О, Боже! Мне реально подфартило! Я дал Альберту эти деньги и в начале августа 1998 года он поехал в Санкт-Петербург.
Купил гитару накануне дефолта в 1998-м !
Курс рубля накануне дефолта держался на уровне около 6 руб. Альбертик, братишка, поехал тогда в Питер и нашёл мне Legend Stratocaster за $435. То есть на русские рубли это было 16 августа 2610 ₽. Цена взлетела в 2.5 раза за 2 дня. Поэтому баксы очень пригодились в этой ситуации.
Наконец-то я стал обладателем собственного стратокастера. Хоть это был и китаец, но корпус был толстый, как оригинал. Кроме того, это был цельный кусок клёна, не клееный, не 2, не 3, а цеееееелый кусок. Поэтому и звук кайфовый был у этого страта. Вот только звукосниматели оставляли желать лучшего. КитОвые дефолтные звучки постоянно фонят и собирают все наводки с электрических сетей. Это реально бесило.
В 1999 году в Астрахани появился 1-ый магазин новых музыкальных инструментов. Это был магазин Игоря Борисовича. Он получил название «Блюз» и находился в очень удобном и проходном месте на улице Коммунистическая. Это было очень важно, потому что магаз был по середине, как раз между институтом АГТУ и музучилищем и центром города! А мы постоянно пешком мотались в центр из института. Конечно же, все зависали в «Блюзе». Там мы узнали много нового о гитарных усилителях и эффектах.
Замена звукоснимателей на страте
Кароч, я купил новенькие «Seymor Duncan Noisless» в этом магазине и с гордостью поставил их на свой страт.
Магазин «Блюз» — это тоже отдельная история и статья. Но мы тут о примочках. Поэтому, в этом абзаце я расскажу о нашем знаменитом астраханском изобретателе. Это Вовка «Варшавский» Бобров. Погонялу «Варшавский» он получил потому, что вечно и слушал и пел и играл песни группы «Чёрный кофе».
Так вот. Вовка у нас был единственным на всю область магавольтом и мастером по сбору примочек. У него все ремонтировались и заказывали кастомные примочки. Помню, что он мне в старый советский «Вау-Вау» с большим квадратным корпусом 15*20см с резисторной педалью для ноги встроил «собственный фузз». Прикольный был звук. Но примочка была большая и неудобная в транспортировке. Поиск звука продолжался.
В том же 1999 году мы переехали репетировать на другую сторону Волги, в Трусовский район. Ал переселил нас в ДК им. Ленина, который находится рядом со старым немецким разводным мостом через Волгу. Это был рай: своя комната в безлимитном распоряжении и собственными ключами. Но взамен таких привилегий мы были обязаны выступать на всех городских мероприятиях от Дома Культуры. Ну и отлично. Нам и самим в кайф было поиграть. Мы играли свои авторские песни.
Музыкальная тусовка
Тогда мы познакомились с разными группами и ребятами. Некоторые из них стали нашими друзьями и братьями. Коля, например, выступал в то время с гитарным процессором KORG A5. А Ванька обладал мексиканским Fender Stratocaster и процессором DigiTech RP6.
Вот это было звуковое открытие хочу вам сказать. Я начал погружаться и осваивать цифровой звук. Никакого опыта и понимания в накручивании звука у меня не было. Крутили всё на слух — чем больше, тем лучше. В итоге, все мои гитарные риффы и соляки на живых выступлениях «тонули» в миксе всей банды.
Где-то через полгодика тренировок на RP6 я созрел до собственной покупки. Приобрёл себе компактный цифровой процессор DigiTech RP200. На нём были 2 главные кнопки переключения банков и педаль экспрессии. Хочу заметить, что я его довольно хорошо раскопал. Нарулил на нём понятные и читаемые пресеты. Уже тогда у меня начала формироваться «картинка» моих потребностей в гитарных эффектах.
Вот такой сетап: всего 3 пресета.
- чистый звук гитары — clean
- чуть подгруженный пресет — crunch
- пресет для соляков с квакушкой и двумя килограммами дилея — solo
Вместе с процессором я использовал Metal Zone. Включал её перед проциком. И в таком наборе играл аж до 2002 года. Меня всё устраивало.
Первые записи звука
Тогда я бурно и фанатично увлёкся звукозаписью на компьютере. Это было прекрасное время. В 2000-ом году купил себе первый компьютер на базе процессора Athlon. Поставил на него Cakewalk, Samplitude, Sound Forge и WaveLab. Это были фантастические бессонные ночи новых звуковых открытий.
Здесь я комбинировал гитарный процессор или педали эффектов. Экспериментировал с линейным сигналом с процессора напрямую в звуковую карту. Наряду с этим, пробовал разные варианты записи звука микрофонами с комбика. C 2002 по 2004 год я записал folk rock альбом с русским народным ансамблем «Скоморошина».
Деньги или музыка?
Как-то так складывалась жизнь, что я совсем забросил игру в музыкальной группе. Альберт уехал в Питер. Баг (басист) уехал в Москву. Увлечение авторской музыкой не приносило никакого дохода. Только удовольствие, а также вложения и затраты денег и времени. Тем более, что всегда куда приятнее выступать на заинтересованной аудитории.
Я устроился работать главным инженером. Пригласил приятель. Музыка отошла на второй план.
Тем не менее, на одной из музыкальных тусовок мы разговорились с друзьями-музыкантами. В итоге, я всё-таки решил возродить команду Hotel Ritz. Но в этот раз заняться каверами (чужими песнями). Это и наработка навыка исполнительства и какой-никакой заработок.
В 2005 году по интересному стечению обстоятельств я поехал в Москву. В первопрестольной за 1 неделю я уложил паркет в 2-х комнатной квартире и заработал $1000. Приготовьтесь. Я купил Fender Stratocaster Custon Shop!!! Он до сих пор со мной. Есть на фото в блоге.
Купил кайфовый комбик
Наконец-то дорос до этого, братцы. Купил легендарный комбик Fender Princetone 112+. Как оказалось, их всего 1000 штук в мире! Один из них у меня, а ещё один экземпляр я видел у Стива Вая. Моё почтение.
На тот момент я использовал «чистый» канал комбаря и его же «драйв» канал перегруза. Ребят, этот комбарь реально прошибает весь зал насквозь. Казалось бы, всего 65Вт мощности. Но он узконаправленный. Поэтому приходится подзвучивать микрофоном. Иногда на площадках я ставил его за сцену и направлял в обратную сторону (там открытый зад) и подзвучивал микрофоном уже в порталы. Этот малыш до сих пор со мной и я им горжусь. Там есть косяк проектировщиков, конечно. Выяснилось со временем. Ручки резисторов насажены на пластиковые стержни. Они ломаются. Это косяк.
Вместе с комбарём я докупил BOSS DD-7. Ну согласитесь, хороший дилей обязателен для гитаристов. Особенно на соляки. Ещё купил тогда тюнер BOSS Chromatic Tuner. Так сложился мой гитарный стафф на 2005-2008 годы.
Уехали в Питер
Начался новый этап в моей жизни. И в личной и в работе.
Мы переехали в Питер вместе со всей группой в 2009 году. Сложно? Легко? Во всяком случае, очень интересное время было.
1 год точно мы просто ходили по барам и ресторанам и предлагали свои услуги.
Тем не менее, параллельно с этим были постоянные репетиции и клубные выступления. Так уж повелось, что человек всегда находится в поиске чего-то нового, интересного.
По мере того, как наша команда потихоньку выходила на уровень прожиточного заработка, я покупал разные примочки с EBAY. В своё время это был обалденный сайт. Я покупал там всё: от обуви и футболок до примочек и гитар. Например, в 2013 году я купил чёрного красавца Gibson Traditional Les Paul USA в родном канадском кейсе всего за 45000 рублей.
Ещё одна бомбическая покупка была: процессор эффектов TC Electronics G-System. Уау! Потрясающий процессор эффектов. Надёжный, звучащий, не убиваемый. Чуть позже я его продал. По размерам он большой и не удобен в гастролях.
Педалборд из гитарных педалей
Из педалей приобрёл:
- ZVex Fuzz Factory
- OKKO Dominator Distortion
- GNI SP1 Shred Pro (Brazil)
- RAT 2 Pro Co Distortion
- DUNLOP Cry Baby Jimi Hendrix
- TC Electronic NM-1 Nova Modulator
- ADA Guitar Cabinet Simulator комбо усилитель
- Sennheiser EW 172 инструментальная радиосистема
Этот мощный комплект примочек был упакован в фирменный жёсткий кейс от GATOR. На транспортировочных колёсах, с ручкой перемещения. Волшебный вариант для стандартного гитариста.
К сожалению, в постоянных переездах и гастролях педали в педалборде не стабильны. Постоянно что-то съезжает, перекручивается и ломается. Перепробовал всё: и тряпичные «липучки» к основанию, и клей «момент», заклеивал «ручки» бумажным скотчем, и просто заталкивал поролон в жёсткий кейс, чтобы педали не тряслись при перевозке. Каждый раз это новый эксперимент. Если хотя бы одна «ручка» на одной из педалей повернётся, то слетает весь гитарный микс.
Педалборд с преампом и процессором
Пришёл к оптимальному для себя решению:
- преамп Mesa Boogie V-Twin (его мне переделал наш мастер Азнаур Гишян с 2-ух кнопок на 3 clean-crunch-solo, с хитрой схемой true bypass)
- процессор TC Electronic Nova System
- квакушка DUNLOP Cry Baby
- радиосистема Sennheiser.
Теперь уже по райдеру ставили гитарные усилители или комбики и я отвечал только за своё «сердце» звука.
2010 год
Ну, ребят, тут уже особо было не до примочек. Работа прибавлялась и росла. Но мир не стоит на месте.
Теперь появилась новая головная (во всех смыслах) боль. Концерты проходили в совершенно разных местах и помещениях. Сами судите: Российский этнографический музей и миниатюрный «Джакомо» в городе Пушкин. Колоссальный разброс.
Именно в это время мы познакомились с системой «in-ear». Я купил на EBAY 2 системы Sennheiser EW IEM G3. Это было удобно. Мы раскидывали AUXы в разные каналы. Поэтому, мы получили 4 AUXа на 4 артиста. Хочу признаться, что «in-ear» мониторинг — это очень рациональное и грамотное решение для абсолютно любого артиста.
2018 год
Время перемен.
Приобрёл флагманский процессор от LINE 6 HELIX FLOOR. Если каких-то 25 лет назад мы даже не представляли, что в одну коробку можно запихать тысячи концертных залов, сотни усилителей (комбиков) и тонны сногсшибательных звуковых эффектов, да ещё и наивысшей пробы, то сейчас это стало реальностью.
Очень крутой прибор. Супер звук. Но, он достаточно тяжёлый. А с кейсом от GATOR он составлял некоторую проблему для транспортировки.
Функционал потрясающий! Вот сами посудите. Я заводил туда электрогитару, акустическую гитару и вокальный микрофон. По максимуму туда можно завести 4 инструмента и 1 микрофон. К тому же, это полноценная звуковая карта, которая подключается к компьютеру со всеми вытекающими плюсиками.
В результате, что же выбрать? Гитарный процессор или педали эффектов?
Первый лупер. Человек-оркестр
Работа в музыкальной группе также прекрасна, как и сложна. В конце 2018-го парни решили отделиться и собрать свой собственный музыкальный проект.
В конце концов, наш вопрос: гитарный процессор или педали эффектов? Отвечу вам совсем иначе. Это LOOP Станция. Говоря по-русски, «петля», зацикленный музыкальный фрагмент. Более того, этот прибор как-то созрел и вырос из простого гитарного эффекта — дилея. Соответственно, сегодня это уже полноценный музыкальный инструмент, который оброс удобным управлением и интерфейсом.
На какое-то время я остался один со своими гитарами и примочками. Никакого желания играть в группе не было. Появились новые светлые мысли и идеи.
Человек-оркестр — очень забавный жанр. Этот тренд задал Эд Ширан. Мне идея сильно приглянулась. Я приобрёл за 25 косарей. Отличная loop-станция хочу вам сказать. Три независимых стерео-дорожки, удобный и понятный интерфейс, прямая коммутация с компьютером, размеры кнопок — всё это здорово выделяло его среди конкурентов.
Пандемия
Эпидемия коснулась всех и каждого. По крайней мере, если не физически, то духовно и материально. Все засели по домам. Музыкальной работы не стало совсем. Поэтому пришлось как-то переосмысливать и менять формат своих концертов. Тем не менее, вернёмся к теме статьи: гитарный процессор или педали эффектов?
Однако, сильно выручал looper. Сольные выступления и квартирники возымели своё место над большими площадками. Я продал RC-300 и на замену ему приобрёл флагманский BOSS RC-600 loop station.
В 2021 году решил продать Helix. Продал. И сейчас жалею об этом.
На замену флагманскому Helix Floor приобрёл Line 6 Pod Go. Этот процессор удобен в транспортировке и использовании. Достаточно хорошие, среднего качества преампы и сэмплы. Хороший прибор за свои деньги.
Гитарный процессор или педали эффектов?
Как ни крути, а звук начинается с пальцев и ушей, а не с примочек и процессоров.
Пришлось продать педальки эффектов. Настройки ручек на примочках при транспортировке постоянно сползают и съезжают. К тому же, часто подводит коммутация и питание внутри педалборда. Несомненно, для студийной работы и исходного качества «аналога» примочки незаменимы.
Таким образом, для себя я пришёл к решению этого вопроса. Гитарный процессор или педали эффектов? Мой выбор — гитарный процессор или Looper.
Мне важны 3 фактора:
- Удобство в управлении
- Качество звука (преампов)
- Габариты и вес
На сегодня это простой, лёгкий и эффективный набор:
- Радиосистема Line 6 Relay G70
- Процессор Line 6 Pod Go (если это электрогитара)
- Лупер BOSS RC-600 loop station (если это акустическая гитара)